Главная Услуги Законодательство Справочник Новости Публикации Контакты

Юридическое сопровождение бизнеса

создание, реорганизация, ликвидация организаций

внесение изменений в учредительные документы юридического лица,

смена директора, смена адреса

Представление интересов в арбитражном суде

Взыскание долгов

Исполнительное производство

Сопровождение

при проведении камеральных проверок ИФНС

спорах с ИФНС по регистрационным действиям

Банкротство юридических и физических лиц

Связаться с нами
Публикации

Недостоверность юридического адреса. Законодательство и практика

Примечательно, что столь распространенного в юридическом обиходе термина как «юридический адрес» в российском законодательстве вообще нет. Есть в статье 54 ГК РФ условное понятие места нахождения юридического лица. Местом нахождения юридического лица является такое место, где находится исполнительный орган (или руководитель) юридического лица, адрес по которому должна осуществляться с ним связь (подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). По этому адресу и производится государственная регистрация юридического лица. Нигде в российском законодательстве пока нет положения, которое бы предписывало руководителю юридического лица (директору) круглосуточно и неотлучно находиться по адресу государственной регистрации юридического лица.

30 июля 2013 года было издано Постановление Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица». Причиной, по которой ВАС РФ дал соответствующие разъяснения стали, как говорится в преамбуле, возникающие в судебной практике вопросы по спорам о достоверности адресов юридических лиц при их государственной регистрации. Суть разъяснений данных Пленумом ВАС РФ такова:

1. Недостоверными можно считать сведения об адресе юридического лица, если по адресу, указанному в ЕГРЮЛ юридическое лицо не получает корреспонденцию (юридически значимые сообщения) и отсутствует представитель этого юридического лица. Причем юридическое лицо  не несет ответственность за недостоверность указанных в ЕГРЮЛ сведений об адресе,  если соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

2. Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации юридического лица при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом. Названы также признаки недостоверности сведений об адресе:

Однако, Пленум делает оговорку о том, что суд должен учитывать, что регистрирующий орган не в праве требовать у заявителя дополнительных помимо указанных Законом документов, подтверждающих достоверность указанных сведений.

3. Регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

4. Регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации на том основании, что, по его мнению, помещение или здание, адрес которого указан, не соответствует виду деятельности, регистрируемого юридического лица. Регистрирующий орган должен учитывать, что указанный адрес является только местом нахождения исполнительного органа и может отличаться от адреса, по которому будет осуществляться непосредственная деятельность юридического лица. Адресом регистрации юридического лица может быть и жилое помещение, если на то есть согласие собственника этого помещения и если оно является местом жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

5. Собственник объекта недвижимости, который указан как адрес юридического лица, вправе обратиться с иском к этому юридическому лицу в арбитражный суд и потребовать о прекращении использования объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом. Однако, иск собственника помещения о признании недействительной государственной регистрации юридического лица не подлежит удовлетворению, за исключением случаев, когда регистрирующий орган располагал заявлением собственника о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу соответствующего объекта недвижимости.

6. Регистрирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица, в случае если связь с этим юридическим лицом по указанному в ЕГРЮЛ адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.), а требования (речь идет о не однократных требованиях, в том числе, направляемых и по адресу места жительства учредителей (участников) юридического лица) об изменении сведений об адресе не исполняются. Причем суду рекомендуется на стадии подготовки дела к судебному разбирательству предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе.

7. При рассмотрении вопроса о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке суд должен проверить, не является ли юридическое лицо недействующим и не проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (кроме случаев, когда процедура исключения из реестра юридических лиц проводится только по решению суда). Эти сведения суду должен предоставить, инициирующий ликвидацию, налоговый орган.

8. Переход полномочий органов юридического лица,  смена лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица или  передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица.

9. При рассмотрении споров о признании незаконными действий регистрирующего органа, самовольно внесшего изменения в ЕГРЮЛ в части сведений об адресе, в связи с изменением административно-территориального деления, либо наименования улицы, населенного пункта, муниципального образования или субъекта Российской Федерации, суду следует учитывать, что надлежащим адресом юридического лица является адрес, определенный с учетом соответствующего акта государственного органа или органа местного самоуправления, повлекшего указанные изменения.

10. Суд должен иметь в виду, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах (пункт 3 статьи 54 ГК РФ), определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). Поэтому изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.

До 2017 года это Постановление, как и следует из его содержания, имело специальный характер. Оно разъясняет суду (!) возникающие в судебной практике конкретные вопросы. Внимание! Нигде в указанном Постановлении ВАС РФ №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» нет прямых указаний для ИФНС об отказе всем без исключения заявителям в регистрации юридического лица на основании якобы не достоверности их адреса. Так же нет там и указаний о массовой принудительной ликвидации юридических лиц.

Однако, на практике вышло именно так. Ряд принятых либо вступивших в силу в 2017 году законов фактически дали старт кампании по борьбе ИФНС с якобы «фирмами однодневками». Теперь этим страшным словом налоговики заклеймили весь малый и средний бизнес (за исключением, наверное, только тех компаний, которые принадлежат родственникам, сватьям, кумовьям и прочим «аффилированным лицам» налоговых боссов). И теперь ИФНС, как говорит наш любимый премьер-министр Дмитрий Медведев, вовсю «кошмарит» малый и средний бизнес. Отказы в госрегистрации на основании «недостоверности сведений» об адресе приобрели тотальный характер. В отказах говорится, что «недостоверные сведения об адресе (месте нахождения)  подтверждаются информацией предоставленной территориальным органом ФНС России». На деле никто, выходивших с проверкой на место, сотрудников ИФНС не видел. Случаются и совсем абсурдные ситуации, когда сотрудники ИФНС поставили свои подписи в акте того, что они зафиксировали нахождение по указанному адресу представителей создаваемого юридического лица, этот факт заснят на видео, а в результате приходит отказ в государственной регистрации в связи с «недостоверностью сведений об адресе».

Кроме того с июля 2017 года (с моменте вступления в силу 488-ФЗ от 28.12.2016 г. «О  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») «недостоверность сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ» стало чем-то вроде «черной метки» позволяющей ИФНС инициировать в массовом порядке принудительные ликвидации юридических лиц. Компании живут и работают, даже не подозревая о том, что адрес, по которому они осуществляют свою деятельность якобы «не существует». Их просто уведомляют о ликвидации.

Риторический вопрос: что делать? Варианта решения проблемы два.

Вариант первый: обжаловать незаконный действия ИФНС сначала в вышестоящей инстанции, а затем в суде. Положительная практика решения вопроса имеется.

Вариант второй – это ждать пока, как обещает Дмитрий Медведев, «юридические адреса» отменят совсем. Какой из двух вариантов выберите Вы? Решайте сами.

Опубликовано: 09.03.2018

Адрес

г. Курск
2-й Моковский пр-д, д. 9в

+7 (4712) 32-74-43
+7 (961) 193-09-99
E-mail: pravo46@mail.ru

Обратная связь

Отправить