Публикации
Регистрация НКО
Регистрация НКО
Некоммерческими называют такие организации, которые созданы, прежде всего, не для извлечения прибыли (как коммерческие организации), а для каких-либо других целей: социальных, благотворительных, культурных, научных и прочих. Например, религиозные организации создаются для совместного исповедования и проповеди какой-нибудь религии, благотворительные фонды – для сбора средств и помощи нуждающимся гражданам или группам лиц, политические партии - для того чтобы получить политическую власть или принять участие в управлении государством и т.д.
Некоммерческая организация (НКО) не распределяет прибыль между своими членами. Прибыль, получаемая НКО идет на обеспечение ее основной, предусмотренной уставом деятельности, а приносящая доход деятельность НКО возможна лишь настолько и постольку, чтобы обеспечить достижение основных целей и задач. Для достижения своих целей НКО пользуется пожертвованиями, добровольными или обязательными (членскими) взносами (в зависимости от вида НКО), грантами и, в отдельных случаях, господдержкой. Несомненно, сотрудники НКО могут получать заработную плату, а приглашенные специалисты могут получать вознаграждение за выполненные ими работы. Однако, и те и другие могут делать это и на добровольных началах совершенно бесплатно.
Видов НКО Гражданский кодекс РФ определяет более 30 (16 основных форм и их «подвиды»). Это и фонды, и общественные организации (в том числе политические партии и профсоюзы), и потребительские кооперативы (в том числе гаражные, садоводческие и дачные кооперативы), и товарищества собственников недвижимости (например, жилья), и ассоциации (союзы), и казачьи общества, и религиозные организации, и общины коренных и малочисленных народов, и адвокатские и нотариальные палаты, и автономные некоммерческие организации, и бюджетные и казанные учреждения, и госкорпорации.
Особенности регистрации НКО
К НКО в зависимости от их формы применяется общий или специальный порядок регистрации юридических лиц. Общий порядок регистрации юрлиц применяется к потребительским кооперативам, товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным объединениям граждан, а также органам госвласти, органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, публично-правовым компаниям, автономным, государственным и муниципальным (в том числе бюджетным) учреждениям и госкорпорациям. Решение о государственной регистрации этих НКО принимается непосредственно налоговыми органами (ИФНС) в том же порядке, как и регистрация юридических лиц коммерческих организаций.
К остальным НКО применяется специальный порядок регистрации юрлиц. Он, прежде всего, заключается в том, что решение о государственной регистрации этих НКО принимается не налоговым органом (ИФНС), а территориальными органами или центральным аппаратом Министерства юстиции РФ. Тогда как сама регистрация осуществляется ФСН. Такой порядок регистрации также называют разрешительным, так как предполагается, что разрешение на регистрацию на регистрацию этих НКО дает Минюст.
Территориальные органы и центральный аппарат Минюста при принятии решения о государственной регистрации НКО руководствуются особым Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций и специальными (отдельно для каждой из форм НКО) законами.
Принципиальной разницей в принятии решения о государственной регистрации НКО Минюстом (или его территориальными органами) являются, во-первых, сроки принятия этого решения. Административный регламент устанавливает следующие сроки:
- 33 дня для общественных объединений;
- 30 дней для политических партий;
- один месяц и три дня для религиозных организаций (при проведении религиоведческой экспертизы – шесть месяцев и три дня);
- 17 дней для остальных НКО.
Если процедура принятия решения о регистрации НКО была по решению Минюста приостановлена, то срок может увеличиваться еще на три месяца (но не более).
Чем обусловлены столь большие (в сравнении со сроками регистрации коммерческих организаций и ИП) сроки принятия решения о регистрации НКО? По мнению законодателей именно такие сроки необходимы специалистам Минюста для изучения регистрационных документов регистрируемого НКО на предмет выявления в них возможных несоответствий действующему законодательству Российской Федерации. Выявление в учредительных документах НКО таких несоответствий, а также, например, оснований дающих возможность рассматривать деятельность данной организации как экстремистскую, или как создающую угрозу суверенитету, политической независимости или территориальной целостности РФ, или, наконец, как не соответствующую декларируемым целям создания (например, фактически под «вывеской» НКО создается коммерческая организация) становится причиной приостановления регистрации или отказа в государственной регистрации НКО.
Документы, требуемые при регистрации НКО
Для государственной регистрации НКО в территориальный орган или центральный аппарат Минюста (в зависимости от формы и вида НКО) должны быть предоставлены следующие документы:
- заявление в установленной форме, подписанное заявителем и заверенное нотариусом (оригинал и копия);
- учредительные документы НКО (устав НКО) в трех экземплярах (для политической партии также ее программа);
- решение о создании НКО, утверждении учредительных документов и избрании органов (решение учредителя, протокол общего собрания, съезда, учредительной конференции, собора и пр.) в двух экземплярах;
- сведения об учредителях (указываются в соответствующем приложении к заявлению, но на практике, иногда требуется список на отдельном листе);
- сведения об адресе (местонахождении) НКО (указываются в соответствующей графе в заявлении);
- документ об уплате госпошлины;
кроме того:
- для местной религиозной организации документ, подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию или документ, подтверждающий, что на данной территории религиозная группа существует более 15 лет;
- для любой религиозной организации документ, содержащий сведения об основах ее вероучения, истории возникновения данной религии и данного религиозного объединения и т.д.;
- при использовании в наименовании НКО имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности и прочее необходимы также документы, подтверждающие право их использования;
- выписка из реестра юридических лиц страны происхождения, в случае если учредитель НКО - иностранное юридическое лицо;
- для НКО, выполняющих функции иностранного агента также необходимо заявление о включении его в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.
Особое внимание следует обратить на устав НКО, в котором должны быть тщательно прописаны цели НКО, все возможные виды деятельности НКО, соответствующие его целям, структура, права и обязанности членов (участников).
Почему лучше обратиться к специалистам
Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что при регистрации НКО целесообразно обратиться к помощи специалистов (или, по крайней мере, получить их консультацию). Учитывая особенности регистрации НКО это должны быть юристы, занимающиеся именно регистрацией некоммерческих организаций. Юридическая компания «Бизнес и право» имеет в своем штате таких специалистов и будет рада сотрудничеству с Вами. Пусть Ваши задуманное вами НКО послужит на благо обществу.
ОБРАЩАЙТЕСЬ К ПРОФЕССИОНАЛАМ – К ЮРИСТАМ КОМПАНИИ "БИЗНЕС И ПРАВО"!
Адрес: г. Курск, 2-й Моковский пр-д, д. 11.
Телефоны: +7 (4712) 32-74-43, +7 (961) 193-09-99, +7 (919) 134-0000.
E-mail: pravo46@mail.ru.